Представьте весь рынок как совокупность Jobs To Be Done, которые компания способна обслужить.
За Jobs To Be Done идёт постоянная война. Рыночная война ведётся пятью участниками рынка, или «силами» — мы будем пользоваться терминологиеймодели Майкла Портера, модели «Пять конкурентных сил».
Пять конкурентных сил — это:
- действующее конкурентное окружение;
- поставщики;
- клиенты;
- новые игроки;
- заменители.
Эти силы взаимодействуют друг с другом. Клиенты на фоне цифровизации получают доступ ко всё большему объёму информации о предложениях на рынке, что приводит к коммодитизации и росту важности ценовых либо неценовых преимуществ — в общем виде и с целью сохранения маржи соответственно. Одни поставщики стремятся оттеснить других поставщиков от каналов движения товаров, иметь свои площадки и контролировать весь канал движения товаров. Новые игроки стремятся обслуживать узкоспециальные Jobs To Be Done, а заменители претендуют на долю рынка, хотя могут напрямую на рынке и не присутствовать.
Равновесие этих сил на рынке создаёт зону извлечения прибыли. До недавнего времени прибыль на рынке определялась занимаемой долей рынка. Сейчас правила игры изменились. Бизнесу важно отдавать себе отчёт в том, что к процветанию компании приводит возможность пересекаться с зоной извлечения прибыли — а инновации и нестандартные решения лишь облегчают процесс пересечения.
Поскольку технологии и правила конкуренции меняются стремительно, зоны извлечения прибыли постоянно мигрируют. И бизнес должен реагировать на эти движения путём адаптации стратегии защиты прибыли.
Зону извлечения прибыли можно просто защищать, а можно анализировать её движение и двигаться вместе с ней. Таких стратегий защиты прибыли насчитывается 10.
Стратегия движения к зоне прибыли — это сложный аналитический процесс, требующий отличного понимания текущих трендов и навыков предиктивной аналитики.