Маркетинговая аналитика и зачем она нужна?

Одной из разновидностей бизнес-аналитики является маркетинговая аналитика.
Аналитика — путеводная звезда маркетолога в мир высоких продаж и узнаваемости. Но, к сожалению, не все умеют ей пользоваться и понимать ее знаки.

Кто-то представляет маркетолога, как супер-креативного человека, который генерирует идеи 24/7. Кто-то наоборот видит в этой работе сплошные цифры, отчеты и очень много анализа. На самом деле в этой профессии есть обе стороны, главное уделять обеим достаточно времени. Иначе баланс пропадет, и работа станет неэффективной.
Но, к сожалению, часто аналитика менее предпочтительна, чем креатив. И зря — это мощнейший инструмент для роста компаний.
/ Что такое маркетинговая аналитика?
В двух словах маркетинговую аналитику можно описать так:

  • отслеживает, какие каналы принесли продажи и их объем;
  • показывает, как эффективнее распределить бюджет и ресурсы;
  • показывает, как можно улучшить работающие каналы;
  • позволяет продумывать и корректировать стратегию продвижения.

То есть МА направлена именно на повышение бизнес-показателей. Чаще всего это продажи и ROI (возврат инвестиций).
В первую очередь для анализа нужно отслеживать эффективность разных рекламных каналов. Сюда идёт все: таргет, e-mail-маркетинг, оффлайн и тд. Во-вторых, нужно отслеживать качество заявок, сколько из них переходят в продажи (конверсия), средний чек с каждого канала и другие. Это минимальный набор, за которым следит маркетолог, чтобы регулировать трафик и не сливать бюджет впустую.

Например, таргетированная реклама принесла за месяц 25 заявок до 300 рублей, но целевыми из них оказалось только 5. В то же время корпоративный блог привлек 10 заявок до 500 рублей, но целевыми оказались 8. Вывод: стоит усилить трафик на корпоративный блог, подумать, как его развивать и т.д.
Но это очень простая история, где все данные уже обработаны и упорядочены. Часто сложности аналитики возникают, когда есть множество разрозненных данных, которые нужно соединить в одно, и еще сделать выводы.

Допустим, мы анализируем заявки с сайта — можно смотреть на время посещения конкретной страницы, количество кликов по разным кнопкам и т.д. Получается, что нужно обработать и первичные данные по разным каналам, чтобы протестировать какую-то новую гипотезу или замерить результаты.
Для этого в компаниях и делают системы сбора, хранения и обработки данных (DWH).
/ Основные показатели маркетинговой аналитики.
Что делает маркетинговый аналитик или просто маркетолог?

Анализ конкурентов и положения компании на рынке.
Эта часть рассматривается под углом маркетинговых инструментов. То есть необходимо анализировать не только внутренние показатели, но то, что происходит вокруг. Смотреть:

  • какую рекламу делают конкуренты
  • как много они закупают (может количество внезапно увеличилось или уменьшилось)
  • какие у них есть каналы, которые вы не используете

Важно делать это раз в 2-3 месяца, а не единожды за год. А также все время находиться в роли наблюдателя. Можно автоматизировать этот процесс, что бы у вас всегда была актуальная информация о действиях конкурентов и сохранённые исторические данные по этому вопросу.

Анализ тенденций рекламного рынка.
Здесь работа связана с изучением различных исследований, прогнозов и просто трендвотчингом. Нужно следить за тем, что говорят о новых продуктах/идеях площадки, где вы размещаетесь и готовиться к этому. Смотреть процент роста аудитории в новых соцсетях, ее возраст. Например, сейчас на волне развития ТикТок.

Анализ продуктов компании и их показателей.
Сюда входит и спрос, и анализ рентабельности и маржинальности продукта. Возможно, затраты на рекламу просто превышают прибыль, и это длится слишком долго. Но не заметно по анализу прибыли, так как есть продукт-локомотив, который вытаскивает все на себе. Нужно посмотреть по каким каналам рекламировали убыточный продукт, где точки сбыта, насколько все это эффективно.
Можно инициировать опросы покупателей, обращаться к источникам, чтобы выяснить причину. Бывает, что продукту не хватает одной функции до идеала.

Анализ рынка сбыта.
Все-таки слово маркетинг происходит от понятия рынок, поэтому в аналитике это огромный пласт работ. Тут мы анализируем и покупательскую способность, новых игроков, нашу долю, долю конкурентов и т.д. Сюда же может подключаться вопрос сезонности, который регулирует усиление/уменьшение рекламы. Стоит сравнивать данные предыдущих лет, чтобы сделать прогноз на будущее.
Нужно обращаться к исследованиям, смотреть свои данные и искать, что от чего зависит.

Анализ результативности акций.
Можно вынести эту часть в отдельный блок. Так как прежде чем запустить акцию, нужно провести большой ресерч и спрогнозировать ее результативность. Просчитать, какие скидки мы можем делать, сколько процентов. Дальше рассчитать, какая от этого будет выгода при определенном объеме продаж. Обязательно учесть данные по предыдущим компаниям.
/ Какие навыки нужны для маркетинговой аналитики?
Все перечисленные выше области приведут компанию к более осмысленным и результативным действиям. Единственный вопрос в том, что это огромный пласт работы, в котором нужно очень хорошо разбираться.
Как минимум, нужно уметь работать с различными метриками. Где-то разбираться в показателях таргетированной рекламы. Знать различные показатели, как ROI, LTV (срок жизни клиента) и другие. Уметь рассчитывать рентабельность, размер скидок и т.д.

Необходимо уметь работать с программами по структурированию данных, например, Metabase. Нужно уметь работать с СУБД, например, PostgreSQL. Это поможет более детально отслеживать какие-то показатели в прошлом, чтобы построить гипотезы, сделать выводы и т.д.

Важно также уметь оцифровывать все данные в простые выводы. Делать гипотезы и проверять причинно-следственные связи, которые могут быть зарыты на очень глубокий уровень данных. Выявлять какие-то маленькие действия, которые повлекли большие изменения. Немного похоже на работу детективов.
/ Выводы
Маркетинговая аналитика необходима любой компании, независимо от ее размера. Она позволяет видеть результат в реальных цифрах, а не просто верить маркетологу, что продаж стало больше.
Грамотный подход к аналитике помогает делать меньше ошибок, опираясь на опыт предыдущих лет, а также на внешнюю ситуацию. Поэтому важно анализировать не только внутренние данные, но и процессы вне. Следить за поведением рынка, покупателями, прогнозами и т.д.

Также не стоит экономить на инструментах, которые помогают работать с аналитикой. Начните собирать систему хранения и обработки данных в своей компании. Это пойдет только на пользу. Не придется тестировать гипотезы вслепую, сливая бюджеты и не делая выводы от предыдущих ошибок.

В общем, аналитика — это мощь, которая открывает путь к свету и высоким показателям. А для аналитики необходимы обработанные данные к которым есть быстрый и удобный доступ.

Мы поможем Вам:

  • спроектипровать и развернуть хранилище для сбора, обработки и хранения данных;
  • внедрить BI систему для визуализации отчётности, настрить дашборды;
  • провести работы бизнес-аналитики (расчёт метрик и анализов);
  • автоматизировать процессы для регулярных отчётов и отслеживаний показателей.

Бизнес-аналитика доступнее, чем вам кажется.
/ ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Узнайте как бизнес-аналитика может оптимизировать ваш бизнес.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Made on
Tilda