Оцифровка бизнеса, что это такое и как помогает увеличить прибыль?

Из опыта работы с организациями в рамках аудита бизнес-процессов, встречаю системную проблему. Проблема заключается в принятии решений на основе интуиции, а не цифр, и это мешает бизнесу быстро, кратно расти.

Многие компании вообще не считают показатели: не знают, сколько получают звонков в день, какой трафик на сайте и как окупается реклама. Предпринимателям кажется, что знание показателей — это не для них, а для больших корпораций, где работает много программистов и внедрена мощная система управления.

Из-за незнания показателей сложно влиять на результат бизнеса: непонятно, какие действия работают лучше, а какие — хуже. Собственник попадает в ситуацию, когда в компании постоянно «что-то делается», но влияние этих действий на результат отследить сложно.

Чтобы точно знать, какие действия реально ведут к результату, а какие не приносят пользы или вредят, нужно научиться мыслить показателями — перевести бизнес в цифры. Как это сделать — тема этой статьи.
/ Почему оцифровка — это важно?
Во-первых:
Оцифровка в целом меняет подход к управлению компанией. Вместо бесконечного «делания» задач, в оцифрованном бизнесе важными становятся лишь показатели.
Результат — это не количество потраченного времени, усталость сотрудников и бурная деятельность, а изменение конкретных цифр: «было-стало».

В компании, где показатели не считают, задача «мы дорабатывали сайт» звучит как важная и масштабная работа. Но как реально повлияло выполнение этой задачи на чистую прибыль? Без знания цифр мы можем оценить результат лишь субъективно: «сайт стал симпатичнее». Или интуитивно: «вроде заявок стало больше».

В оцифрованном бизнесе регулярно отслеживается показатель конверсии сайта — соотношение числа посетителей к числу заявок. Хороший сайт — тот, где посетители оставляют больше заявок, ведь чем больше заявок, тем больше у бизнеса продаж.
Зная показатель конверсии, мы можем влиять на него, улучшая сайт. Только теперь хорошим результатом будет не абстрактная доработка, а реальное изменение показателя. Например, «в прошлый месяц мы дорабатывали сайт, и конверсия выросла с 3% до 5%».
При таком подходе управление компанией сводится к системному улучшению показателей. Увеличили конверсию? Стало больше заявок, следовательно — больше денег. Подняли средний чек? Компания стала больше зарабатывать на текущих клиентах. Снизили расходы на аренду? Высвободившиеся деньги можно записать в прибыль.
Во-вторых:
Оцифровка помогает связать процессы и понять, что именно влияет на результат. Бизнес, где рулят цифры — это не хаос процессов, а панель управления, где вы сами решаете, какой показатель нужно подкрутить, чтобы прибыль выросла.
Когда ключевые показатели записаны в одном месте и регулярно отслеживаются, вы видите глобальную картину — понимаете, как изменение одного влияет на другое.
Знание цифр помогает не только маркетингу и продажам. Например, вы знаете, сколько времени в среднем заказ доставляется клиенту. Снижая это время, вы можете улучшать сервис и ускорять оборачиваемость денег.

В-третьих:
Оцифровка позволяет обнаружить проблемы в зародыше. Когда показатели считаются регулярно, мы можем заранее увидеть плохие тренды. Например, мы заметили, что три месяца подряд выручка падает на 2%. В деньгах это может быть не так заметно. Но регулярно записывая эту цифру, можно обнаружить негативный тренд и вовремя принять меры — собрать совещание, обсудить, узнать причину.
/ Как запустить процесс оцифровки?
Приготовьтесь узнать правду о компании. Она не всегда будет приятна.

Шаг номер ноль — морально подготовиться и принять решение довести начатое до конца.
Предпринимателям кажется, что основная проблема в оцифровке будет с инструментами. Мол, непонятно, как всё это посчитать, где записывать цифры и как заставить сотрудников с ними работать. Но на деле самый большой вопрос — это готовы ли вы изменить своё мышление.

Психологически нам намного проще пребывать в неведении. Так нам кажется, что мы всегда молодцы и много работаем, а роста нет из-за внешних причин или невезения.

Оцифровка — это как подбор правильных очков для человека с плохим зрением. Вместо расплывчатой картины всё наконец-то проясняется: вы можете видеть намного дальше и замечаете больше деталей. Когда зрение меняется с плохого на идеальное, мир вокруг становится другим. Какие-то предметы будут более изящными и красивыми, а какие-то — грязными и неаккуратными.
Внедряя учёт показателей, скорее всего, вы столкнётесь с тем, что некоторые сотрудники не эффективны, а какие-то ваши гипотезы не дают результата, хотя вы в них очень верили. Вся затея с оцифровкой может обернуться небольшим кризисом — будьте к этому готовы.

Определите десять самых важных показателей, от которых зависит результат.
Чтобы точно довести оцифровку до конца, начните с малого — соберите базовые показатели, которые больше всего влияют на чистую прибыль и показывают положение дел при первичном подходе.

Будет ошибкой сразу пытаться собрать идеальную систему с сотней метрик — есть вероятность запутаться, потерять мотивацию и всё бросить.
Десять показателей, с которых мы рекомендуем начать:

  1. Количество посетителей сайта
  2. Количество заявок (заказов)
  3. Конверсия сайта
  4. Общие расходы на маркетинг
  5. Стоимость одной заявки (заказа)
  6. Количество новых оплат
  7. Средний чек
  8. Выручка
  9. Общие расходы на исполнение обязательств
  10. Чистая прибыль

А далее шаг за шагом собирайте все данные о своем бизнесе, до которых сможете дотянуться. И не только о своём бизнесе. Конкурентный анализ, обратная связь от клиентов и просто людей из целевой аудитории, результаты A/B тестов, данные о рынке и т.д.
Создайте единое хранилище данных (DWH), где ежедневно будут собираться показатели из разных источников.
Теперь это хранилище данных обязательно для заполнения.

Data Warehouse (DWH, хранилище данных), это единый репозиторий структурированных данных для построения бизнес-аналитики и аналитических отчётов.

Туда данные поступают из информационных систем, баз данных и других источников: CRM, ERP, кассовых систем, систем учета и т. д., и хранятся в подробной или агрегированной форме. Отчетность, которая строится на данных хранилища, может быть управленческой, финансовой, регуляторной или аналитической.

Современная бизнес-аналитика в сочетании с единым хранилищем данных открывает новые возможности для управления бизнесом.
Внетрите BI систему для удобной визуализации показателей.
BI - это набор методов, инструментов и технологий для сбора, обработки, анализа данных и предоставления их в удобном пользователям виде для оптимизации мониторинга деятельности, отчетности и принятия управленческих решений на основе данных.
/ Когда оцифровка начнёт приносить реальную пользу?
Польза от оцифровки будет заметна не сразу — данные должны накопиться, для этого нужно время. Но уже через месяц вы увидите, как ваша компания дышит: какие дни были удачными, а какие не очень.
Вы интуитивно начнёте понимать, какие действия привели к росту или падению показателей. Вы увидите, что даже когда вы не пытаетесь напрямую влиять на цифры, они всё равно меняются после ваших действий. Это будет первый шаг к идеальному зрению — примерка новых очков.

Постепенно вы увидите прямую зависимость: «сделали действие → показатели изменились. Когда вы это увидите, вы больше не сможете действовать иначе — в голове что-то щёлкнет и ваше мышление перестроится.

Можно сколько угодно убеждать вас, что оцифровка полезная штука, которая поможет удвоить бизнес и купить феррари. Но пока вы сами не прочувствуйте это, не пропустите через себя — ничего не изменится. Никакие уговоры и полезные статьи не сравнятся с чувством озарения внутри. Начните с малого и это озарение придёт быстрее.
/ Следующий шаг
Стараемся влиять на показатели. И, если нужно, добавляем ещё показателей.

Когда вы настроили регулярное заполнение самых важных цифр и увидели, как ваши действия влияют на метрики, нужно двигаться дальше — системно влиять на эти цифры.

Например, вы понимаете, что отделу продаж недостаточно заявок. Значит нужно улучшать маркетинг.
Теперь вы мыслите по-новому и знаете, что на количество заявок тоже влияют цифры — количество уникальных посетителей, конверсия сайта, расходы на маркетинг. Подумайте над тем, как улучшить эти метрики — составьте с командой 5-10 гипотез. Гипотезы могут быть простыми, например, изменить заголовок или запустить трафик из социальных сетей. Начните тестировать эти гипотезы и смотрите, как меняются цифры.

Лайфхак: за каждой цифрой в вашей таблице стоит другой набор цифр. Например, количество уникальных посетителей. Что на них влияет? Количество показов объявлений, CTR, цена за клик.
Если вы понимаете, что нужно сильнее закопаться в маркетинг — соберите дополнительные данные, которые помогут принять более точное решение.
/ Сделать бизнес понятным
Чтобы сделать бизнес понятным и прогнозируемым - соберите данные и настройте аналитику.

Оцифровка превращает бизнес из хаоса в приборную панель, где задача собственника и команды — системно улучшать показатели. Задача бизнеса — генерировать чистую прибыль.
У вас, как у собственника или управленца, должна быть цель в чистой прибыли, к которой бизнес идёт. А для этого нужно видеть полную картину происходящего и “подняться над шахматной доской”.

И с этим мы сможем вам помочь. Сделаем оцифровку бизнеса и поможем извлекать ценность из данных.
Работы, которые мы выполняем:

  • Построение хранилища (DWH);
  • Внедрение BI системы;
  • Бизнес-аналитика;
  • Техподдержка и сопровождение.

Начать можно с небольшой системы, бюджетно. Постепенно наращивая инфраструктуру с ростом бизнеса. Мы готовы для вас подобрать, спроектировать и внедрить такой вариант. Для этого не нужен огромный штат программистов и аналитиков.
Всё намного проще.

Обращайтесь за бесплатной консультацией.
/ ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Узнайте как бизнес-аналитика может оптимизировать ваш бизнес.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Made on
Tilda