Чтобы начать использовать данные во благо своего бизнеса не обязательно иметь инфраструктуру как у Гугла или Яндекса. Всё намного проще и дешевле. Нужно начать с минимальной системы, которая будет расти вместе с вашей компанией. Что считать минимумом, зависит от размера организации. Но для тех, кто впервые подходит к процессу сбора, структурирования и использования данных в бизнесе, то достаточно одного сервера на котором разместится корпоративное
хранилище данных (DWH), управляющие процессы и возможно
BI-система. Этого вполне хватит чтобы оценить эффект data driven (принятие решений на основе данных) подхода в организации.
Когда система сбора и хранения данных будет создана, можно собирать данные.
Аудит:Для начала собираются простейшие данные о здоровье бизнеса. Это воронки, конверсии, возвращаемость клиентов, срок жизни, отток, удержание клиентов и тд. Это помогает зафиксировать текущую ситуацию и определить отправную точку «А».
Из простейших метрик составляются более сложные и масштабные. Например, формула прибыли состоит из 18-24 простых метрик.
Таким образом у вас появится полная информация о здоровье бизнеса и список проблем, требующих особого внимания. Это подсветит неочевидные препятствия.
Продуктовый менеджмент (product management):«
Успешные продукты решают острые проблемы в жизни людей». А как узнать, решает ли ваш продукт проблемы пользователей? А если не очень хорошо решает, то что именно нужно изменить в продукте, что бы улучшить его?
Здесь снова без собранных данных никуда. Они дают product-менеджеру рычаги влияния на эффективность решения определенной задачи (цепочки создания ценности). Позволяют найти способы повысить эффективность решения продуктом задачи пользователей и претворить их в жизнь.
- продуктовые метрики;
- A/B тесты;
- исследование данных для выявления корреляций и закономерностей;
- и т.д.
Маркетинг:«
Маркетинг - это бизнес-функция аналитической поддержки принятия управленческих решений» (американсакая ассоциация бизнес-коммуникаторов).
Это важнейшая составляющая успешной деятельности любой компании.
Если в компании отсутствуют собранные данные, то и маркетинг отсутствует. Данные являются топливом для маркетинга.
- оценка эффективности рекламных компаний, каналов, текстов, офферов или баннеров.
Маркетинг из всех уголков собирает данные о рынке, о клиентах, о конкурентах, о качестве бизнес-процессов компании и на основании этих данных обучает всю организацию принимать более качественные решения «заточенные» на прибыль/выручку. Маркетинг так же управляет и частью издержек:
- себестоимость продукта,
- выравнивание производства с мощностью и емкостью сбытовой сети.
И это всё возможно только на основе собранных данных.
Управление:Для собственника или управляющего директора данные, это возможность подняться над «шахмотной доской» и выйти из операционки. Увидеть ситуацию в перспективе. Это возможность принимать решения с учётом контекстов и составляющих компании. Помощь в стратегическом управлении и планировании.