Тенденции в данных влияют на анализ ABC, поскольку они влияют на общие продажи и оборот продукта. ABC-анализ основан на принципе Парето, который классифицирует продукты по их доле в продажах:
- A имеют высокую долю стоимости,
- B - среднюю,
- C - небольшую.
Оборот и продажи продукта являются ключевыми факторами при определении его категории по ABC.
Если продукт имеет положительную тенденцию, то есть его продажи со временем растут, он может перейти из более низкой категории (например, продукт C) в более высокую категорию (например, продукт A) из-за увеличения его оборота продаж. И наоборот, если продукт имеет отрицательную тенденцию, то есть его продажи со временем снижаются, он может перейти из более высокой категории (например, продукта А) в более низкую категорию (например, продукта С) из-за снижения его оборота продаж.
Хочу обратить внимание, что сейчас мы говорили о примитивном, одномерном, анализе ABC, который учитывает только оборот. В таком виде анализ редко используется из-за его недастаточной информативности и прогнозируемости т.к. не учитываются другие факторы. Как правило в работе с продуктовой матрицей используют многомерный ABC-анализ:
- revenue - выручка от проданного товара,
- amount - количество в штуках проданного товара,
- monetary - маржинальность (цена минус себестоимость).
В таком виде ABC-анализ более информативен. Например, товар продаётся мало в штуках, но у него очень высокая марженальность. Соответсвенно такой товар имеет смысл держать на складе, особенно если цена хранения крайне низкая. Как говорится "
есть, пить не просит, а деньги приносит".
Таким образом, учет тенденций совместно с многомерностью ABC-анализа может обеспечить более точное и всестороннее понимание ценности и предсказуемости продукта, что способствовует принятию эффективных решений. Это позволяет компаниям сосредоточиться на тех продуктах, которые демонстрируют положительную тенденцию, и помогает увеличить оборот и продажи, а также выявить продукты с отрицательной динамикой и принять меры, чтобы улучшить продажи, либо исключить их из своих запасов.